Игра в картинки
Татьяна Краснова

Вы, конечно, помните двусмысленную фразу вождя пролетарской революции «Искусство принадлежит народу»? Но если раньше ассортимент «искусства» и методы «окультуривания» определялись свыше, то сегодня — полная свобода для духовного развития. Одна моя знакомая, следуя за модой, решила украсить дом полотном кисти известного художника. А когда узнала, что на аукционе «Christie’s» в Лондоне «Портрет Лоренцо Медичи» Рафаэля Санти был продан за $ 37,3 млн, а предыдущий владелец в 1968 году заплатил за него всего $ 325, решила стать коллекционером. Совместить приятное с полезным и проявить себя в новом качестве — отличная мысль, не правда ли?

Я коллекционер

Инвестиции в изобразительное искусство, или коллекционирование живописи, — дело приятное, ведь стоимость картин растет не в чулане: они доставляют эстетическое удовольствие и создают уникальный интерьер. Насколько вырастет цена на работу хорошего художника, предсказать невозможно, но в любом случае она не ввергнет вас в убытки. Такие мастера, как Питер Брейгель Младший или Ван-Гог, Саврасов или Кандинский, отличаются высоким уровнем надежности вклада, но не каждый располагает соответствующими финансовыми ресурсами. Тем более что можно получить подделку.
Лучше всего остановиться на классиках, которых еще не начали подделывать. Это Михаил Нестеров, Борис Домашников, Александр Бурзянцев, Ахмат Лутфуллин. Их творчество имеет вес не только на нашем, республиканском, но и на общероссийском рынке. Например, хорошо вложились те, кто в начале 90-х покупали картины Бурзянцева за десятки долларов. Сейчас цена его картин исчисляется иногда десятками тысяч «зеленых».
Если картины художника имеются в музеях, например в Третьяковской галерее, цена любого его полотна не может быть ниже $ 10 000. Мастер такого уровня — Расих Ахметвалеев.

Я знаток искусства

Чтобы решить, какой стиль или конкретный художник удовлетворяет всем вашим запросам, надо посещать выставки. Можно довериться галеристам, экономичнее получать информацию в on-line галереях. Приобретать картины лучше в мастерской художника. Мастера кисти доступнее, чем может вам показаться.
На что же конкретно обращать внимание? Вот несколько позиций: имя художника, происхождение произведения искусства и история владения, уникальность сюжета, место приобретения картины и, наконец, техника ее исполнения. По признанию экспертов, основной поток инвестиций идет в живопись, написанную в реалистичной манере. Мода на абстракцию постепенно уходит.
Выбирайте сердцем! Именно так создавались все известнейшие российские коллекции, которые сегодня бесценны.
Если вы не очень искушены в стилях, не морочьте себе голову. В наше время «стресса и страстей» господствует эклектика. Можно использовать все наследие, накопленное историей искусства. Не верьте тому, кто скажет, что нельзя смешивать старое и новое, Европу и Азию, традицию и эксперимент. Именно такие неожиданные сочетания используют известные декораторы и дизайнеры. Все зависит от идеи, которую хочет воплотить хозяин дома.

Я декоратор

У произведений искусства есть существенный недостаток: их надо охранять. Вы можете стать заложником своего экзотического увлечения. Если вам просто хочется украсить свой дом, воспользуйтесь постерами. Картина, особенно живописная, несет в себе активную энергию. Готовы ли вы распорядиться ею? Постеры лишь дополняют интерьер, обогащают его, наполняют нюансами. Картина претендует стать полноправным членом семьи, постеры — нужный фон для комфортной жизни. Современные технологии творят чудеса, и постеры можно изготовить как на бумаге, так и на холсте, имитируя мазки краски. Если не знать, что подлинная живопись, например, Пикассо или Куинджи, не висит у всех на виду под прямыми лучами солнца и при открытой форточке, можно принять высокого качества постеры с этих работ за «живые» картины.
Постер — оригинальный (и достойный по цене) подарок. Предположим, ваш друг интересуется японской культурой. Вы выбираете постер с таинственным иероглифом или «Фудзияму туманным утром». В багетной мастерской подбираете паспарту-«циновку», все это обрамляете в рамку «под бамбук». Восторг вашего друга гарантирован (если, конечно, вы точно угадали его интерес). Будьте готовы к тому, что в дальнейшем вам придется консультировать по этому вопросу всех своих знакомых.
Любое изображение можно оформить в зависимости от стиля интерьера, для которого оно предназначено. Рама для постера так же важна, как и для подлинного произведения. Золоченая рамка в стиле рококо подойдет к полотну Рембрандта, темное дерево викторианской эпохи — к натюрморту, легкомысленный пластик — в детскую комнату, алюминий — к графике и интерьеру «хай-тек».

Как картину повесишь…

Да-да, здесь тоже есть свои правила. Так, в маленьких комнатах с низкими потолками вешать большие картины не стоит, так как по достоинству оценить их цвет и композицию можно только с расстояния двух-трех метров. Для таких помещений подойдут полотна форматом до 50 на 70 см.
Не слушайте консерваторов в области дизайна, утверждающих, что сюжет картины должен соответствовать функциональному назначению помещения: в гостиной — пейзаж; в детской — картина со сказочной тематикой. Главное — чтобы изображение вызывало эмоции, созвучные характеру и образу жизни хозяина.
Если комната переполнена мебелью, место для картины найти сложно — не втискивать же ее между полками. Зато над модными сегодня низкими предметами меблировки пространства достаточно. Графика, акварель, современная живопись сочетаются практически с любой обстановкой. Самое дорогое удовольствие — это классический интерьер. Именно в нем хорошо смотрятся старинные полотна в широких золоченых рамах.
Произведение искусства требует освещения. Идеальный вариант, особенно для арт-постеров под стеклом, — точечные светильники, причем не с желтым, а с белым светом, направленные на каждую картину.
И последнее — никогда не украшайте свой дом высокохудожественными или очень дорогими предметами, если к ним не лежит душа.

Идеи для вашего дома
  1. Многократный повтор изображений — это бесценное изобретение поп-арта — стоит использовать обязательно. Два одинаковых постера, три неотличимых друг от друга фотографии, шесть принтов-близнецов «звучат» совсем иначе, чем единичный предмет.
  2. Как оформить случайно собравшуюся коллекцию миниатюр? Гравюры, акварели, масло, постеры — все они разного размера, цвета и фактуры, а потому плохо сочетаются. Поместите работы в одинаковые деревянные рамы, пусть даже разного размера. Окрасьте стены в два цвета (учтите, что такая смелая горизонтальная разбивка возможна только в помещении с достаточно высокими потолками). На одинаковом расстоянии от границы цветов — выше и ниже — в два ряда разместите картины. Получится эффектная композиция.
  3. Оригинальный способ повышения интеллектуального уровня домочадцев — коллаж из репродукций известных картин — вместе с тем послужит для создания необычного декора стены. Тематика может быть любой: пейзажи, портреты, забавные сценки, фотографии родственников, друзей, дети в нежном возрасте и т. д.
  4. Белый цвет «держит» весь интерьер. Он дает дополнительный объем, больше воздуха и света. В белый дом можно добавлять новые и новые «кирпичики». «Разностилье» допустимо, главное здесь — цветовые и фактурные сочетания: картина в раме, бархат, шелк, мех. В таком интерьере вы и себя почувствуете героем с полотна художника эпохи Возрождения.

Впервые опубликовано: «Pride», № 3 (5) апрель 2008